КАК ОТНОСИТЬСЯ К ТОМУ ЧТО, РЕБЕНОК КОВЕРКАЕТ СЛОВА?
Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.
Поэтому когда малыш забавно коверкает свои первые слова, а родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым – это не совсем правильно. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.
Дефекты речи могут серьёзно поcпортить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата.
Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский сад, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того - никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.
Предлагаем артикуляционную гимнастику (логопедическую зарядку). Детям 2-4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5-7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Чем раньше вы начнёте занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.
Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.
- Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку:
-Приучитесь делать зарядку после умывания и чистки зубов, в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения;
-Проводите в хорошем настроении, эмоционально, в игровой форме;
-Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;
- Заниматься по 3-7 минут ежедневно, можно 2-3 раза в день:
-У малыша 2-лет не сразу всё получится, но со временем мышцы начнут работать всё лучше и лучше, постепенно позволяя органам артикуляции произносить самые сложные звуки;
-Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным;
- Взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений:
-Малыш должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым;
-Пока вы разучиваете с ребёнком упражнения, не предлагайте ему слишком много заданий;
-Лучше обратить внимание на качество выполняемого в каждом положении задерживайтесь на несколько секунд, чтобы мышцы запомнили;
-Следите, чтобы упражнение выполнялось полностью, например, при облизывании губ, чтобы язык проходил от одного уголка рта до другого по кругу, ничего не пропуская.
- Не ленитесь выполнять эти несложные упражнения:
-Очень часто дети от большого усердия напрягают кисти рук, плечи, шею, что мешает правильному выполнению упражнений;
-В этом случае нужно слегка потрясти кисти рук, помять плечи, чтобы снять лишнее напряжение;
-Ваш малыш очень скоро порадует Вас чистой и правильной речью.
-Занимайтесь с удовольствием! Будьте здоровы!
С 2-х ЛЕТ
С 3-х ЛЕТ
С 4-х ЛЕТ
С 5 до 7 ЛЕТ