Печать

Педагог - психолог

Никитина Светлана Анатольевна

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

(ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ)

    Вашему ребенку пошел 7 год (уже исполнилось 7 лет), он становится «выпускником» детского сада. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

   Многие мамы и папы за год до школы стараются научить детей читать, считать, буквально впихивают в них различную информацию. Некоторые придерживаются противоположной тактики: не нужно ничему специально учить – в школе научат. В школе действительно начинают учить, но в школе учат школьным предметам и по-школьному. А это предполагает определенную психологическую готовность к обучению в школе.

  Психологическая готовность подразумевает наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-нибудь интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

   В психологии есть такое понятие «познавательные интересы». Они возникают уже в дошкольном детстве: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками. Естественно, сами по себе познавательные интересы возникнуть не могут, но вы, родители, можете научить своего ребенка желанию узнавать!

  1. Всегда внимательно выслушивайте ребенка. Проявляйте искренний интерес к его высказываниям.
  2. Поощряйте ребенка задавать вопросы в ваших беседах. Но не стремитесь давать готовых ответов. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут прийти к самостоятельному ответу. «А ты как думаешь?», «Как найти ответ на это вопрос? Кто (что) нам поможет?»
  3. Не оставляйте ребенка без ответа, если чего-то не знаете – признайтесь в своем незнании и найдите решение вместе. Тем самым вы покажете пример любознательности.
  4. Отвечая на вопрос – не цитируйте текст энциклопедии, переведите информацию на доступный для понимания ребенка язык. Можно вместе посмотреть фильм, программу, журнал по интересующему вопросу. Обсудить увиденное. Главное - давать пищу для ума.
  5. Хвалите за любознательность: «А это интересный вопрос! Я и не задумывался над этим, пока ты не спросил». «Какой у меня любознательный ребенок!»

    Наряду с развитием познавательных интересов важнейшей стороной психологической готовности к школе считается также уровень волевого развития ребенка.

   Для того чтобы принять систему школьных требований, чтобы быть сосредоточенным и внимательным на уроках, слушать объяснения учителя, выполнять домашние задания не из – под палки, нужно уметь управлять своим поведением.

  Для развития волевых качеств вашего ребенка очень важна оценка взрослых. На основании этой оценки  у детей складывается представление о том, что они могут делать хорошо, что им еще не совсем удается, а что совсем не получается. По этим представления дети начинают судить о своих возможностях.

  1. Показывайте уважение к усилиям ребенка: «Это было сложное задание. Ты проявил терпение (старательность и т.д.) выполняя его».
  2. Вместо оценки «молодец» или «это отвратительно» описывайте, что вы видите или описывайте проблему: «Я вижу аккуратно поставленные книги на полке, собранный рюкзак».
  3. Описывайте свои чувства: «я так горжусь…Я так огорчен… Мне очень приятно….»
  4. Подытожьте похвальное поведение ребенка: «Ты разобрал свою одежду, разложил по ящикам. Вот это я называю организацией!»

Вместо наказания,

  1. Выражайте свои чувства без нападок на характер ребенка. «Я злюсь…Я рассержен…Я устала…»
  2. Сформулируйте свои ожидания. «Я надеюсь… Я верю…»
  3. Показывайте как ребенку загладить вину.
  4. Предоставляйте ребенку выбор. «Ты можешь нарисовать рисунок и поиграть. Или… Тебе решать».
  5. Решайте проблему: «Что мы можем придумать, чтобы ты не забывал…»

     Если ребенку все время говорить о его неудачах, у него пропадет охота за что-либо браться, он начинает занижать свои возможности. Не происходит развитие волевых качеств и в том случае, если родитель все время хвалит ребенка вне зависимости от качества выполнения и приложенных усилий. Происходит неоправданное завышение своих возможностей.

   Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Помимо личностной и волевой готовности, необходимо помнить и о двигательной (мелкая и крупная моторика) и интеллектуальной готовности. «Выпускники» детского сада отличают живое от неживого, вредное от полезного, растения от животных, знают, что такое хорошо и что такое плохо, и многое другое. Беседуйте с ребенком, расширяйте его кругозор и личностный опыт. Больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

      Ваша задача как родителя помнить о том, что базовыми потребностями ребенка являются потребности в безопасности и любви. В семьях, где чаще бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности.