Мастер-класс
«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования»
Куклина Татьяна Викторовна,
воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»
Цель: содействовать расширению знаний студентов и выработке навыков профессиональный деятельности в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников.
Задачи:
- познакомить с понятием «STEAM - образование»;
- уточнить понятие «эксперимент» и структуру игр-экспериментов;
- познакомить с приемами работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность;
- развивать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательной деятельности с дошкольниками игр-экспериментирования.
Участники: студенты Канского педагогического колледжа по направлению подготовки «Дошкольное образование»
Оборудование: шаблоны роботов (10 шт), круги для волчков (10 шт), палочки для волчков, монеты10 копеек, 1 рубль (по количеству участника), пластилин, цветные карандаши/фломастеры, рисунки «робот», «глаз» для разбивки на микрогруппы, схема последовательности изготовления волчка, демонстрационные карточки с напечатанными пунктами структуры игры – экспериментирования, изображение солнечной системы (2 шт), геймифицированная мышь (2 шт), карточки со стрелками, презентация.
Методы обучения: лекция; объяснение; инструкция (словесная, по схеме), социоигровой прием деления на микрогруппы «По рисункам».
Ожидаемые результаты мастер-класса:
В результате мастер-класса студенты:
- будут знать что такое «STEAM - образование», «эксперимент», «экспериментирование», структуру игр-экспериментов;
- на практике освоят приемы работы с дошкольниками по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность (по словесной инструкции, схеме, геймифицированные технологии);
Актуальность
Я рада вас видеть на мастер-классе: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования».
Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.
STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее:
S – science (естественные науки);
T – technology (технология);
E – engineering (инженерное искусство);
A – art (искусство);
M – mathematics (математика).
В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти образовательных областей в единую схему обучения.
STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС ДО и способствует формированию целевых ориентиров, обозначенных в стандарте.
Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков, дошкольники работают в командах, договариваются, приходят к единой точке зрения, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции с возможностью вовлечения в научно-техническое творчество.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»
- «…Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других….»
- «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
Таким образом, преимущества STEAM-образования:
- Развивают любознательность.
- Помогают выработать инженерные навыки.
- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении STEAM-образование реализуется по модулям:
- «Дары Фребля»
- Телестудия «Сибирячок - ТВ»;
- «Робототехника»
- «Конструирование с конструкторами нового поколения» («SCHATTI» «Cuboro»);
- Детская лаборатория «STEАM-лаборатория»
Некоторые модули реализуются в рамках проекта т.е идет апробирование технологии, а телестудия «Сибирячок - ТВ» и «Робототехника» являются частью Основной образовательной программы.
В рамках Детской лаборатории «STEАM-лаборатория дошкольники в средней группе знакомятся с объектами живого и неживого мира и их причинно-следственными связями через экспериментальную деятельность;
Объекты неживой природы для исследования:
- вода, свойства воды;
- воздух и его свойства;
- твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса;
- свет: отражение света, источники света;
- цвет: радуга, смешение цветов;
- звук;
- магнетизм: магнит и его свойства;
- увеличительное стекло.
в старшем возрасте начинается знакомство с геймифицированными технологиями через освоение модулей «Основы математики и теории вероятности», «Основы программирования»; в подготовительной к школе группе «Основы картографии и астрономии», «Криптография или шифрование».
Главный девиз STEAM- образования: «Минимум теории, максимум практики». Именно этот девиз ярко отражается в содержании «STEАM-лаборатории», которое нацелено на получение знаний детьми не с помощью механического заучивания или ознакомления с каким-то отдельным предметом, а эмпирическим путем, решая одновременно несколько задач в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности.
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому экспериментирование вызывает у них любопытство и интерес к практической деятельности.
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир науки, давайте скажем, что такое эксперимент.
Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.
Экспериментирование - практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Основная (практическая) часть
- Задача для студентов «Структура игр – экспериментирования»
Как и любая образовательная деятельность игры-экспериментирования имеют свою структуру или последовательность. Познакомьтесь с компонентами игр-экспериментов и распределите их в нужной последовательности (составляющие даны в хаотичном порядке)
Структура проведения игры – экспериментировании:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к путешествию.
Для путешествия предлагаю разделиться на группы.
Деление на группы «Выбор лаборатории»
У нас получилось три группы и карточки обозначают чем ваша группа будет заниматься. (Рисунки на карточках: робот, глаз, геймифицированная мышь,
«Геймифицированные технологии»).
Работа в группах
1 группа «Изготовление балансирующего робота» (центр тяжести)
(по словесной инструкции педагога)
макет робота (трафарет), монеты, пластилин, фломастеры/цветные карандаши
2 группа «Оптические иллюзии»
Шаблон для волчка, карандаши
Рефлексия
«Главное – не переставать задавать вопросы» так говорил Альберт Эйнштейн. Во время занятий нужно постоянно обращаться к вопросам, например, «почему», «а как вы думаете», «какое ваше мнение», «почему так получилось» и т.д. Эти вопросы помогут ребятам развить логическое мышление, будет повышать самооценку детей и уверенность в своих силах.