Всероссийская база образовательного потенциала субъектов Российской Федерации — 2021 год

Мастер-класс

«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования»

Куклина Татьяна Викторовна,

воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»

Цель: содействовать расширению знаний студентов и выработке навыков профессиональный деятельности в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников.

Задачи:

  1. познакомить с понятием «STEAM - образование»;
  2. уточнить понятие «эксперимент» и структуру игр-экспериментов;
  3. познакомить с приемами работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность;
  4. развивать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательной деятельности с дошкольниками игр-экспериментирования.

Участники: студенты Канского педагогического колледжа по направлению подготовки «Дошкольное образование»

Оборудование: шаблоны роботов (10 шт), круги для волчков (10 шт), палочки для волчков, монеты10 копеек, 1 рубль (по количеству участника), пластилин, цветные карандаши/фломастеры, рисунки «робот», «глаз» для разбивки на микрогруппы, схема последовательности изготовления волчка, демонстрационные карточки с напечатанными пунктами структуры игры – экспериментирования, изображение солнечной системы (2 шт), геймифицированная мышь (2 шт), карточки со стрелками, презентация.

Методы обучения: лекция; объяснение; инструкция (словесная, по схеме), социоигровой прием деления на микрогруппы «По рисункам».

Ожидаемые результаты мастер-класса:

В результате мастер-класса студенты:

  • будут знать что такое «STEAM - образование», «эксперимент», «экспериментирование», структуру игр-экспериментов;
  • на практике освоят приемы работы с дошкольниками по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность (по словесной инструкции, схеме, геймифицированные технологии);

Актуальность

 Я рада вас видеть на мастер-классе: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования».

Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.

STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: 

S – science (естественные науки);

T – technology (технология); 

E – engineering (инженерное искусство); 

A – art (искусство);

M – mathematics (математика).   

В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти образовательных областей в единую схему обучения.

STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС ДО и способствует формированию целевых ориентиров, обозначенных в стандарте.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков, дошкольники работают в командах, договариваются, приходят к единой точке зрения, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции с возможностью вовлечения в научно-техническое творчество.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»
  • «…Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других….»
  • «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

Таким образом, преимущества STEAM-образования:

  • Развивают любознательность.
  • Помогают выработать инженерные навыки.
  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении STEAM-образование реализуется по модулям:

  • «Дары Фребля»
  • Телестудия «Сибирячок - ТВ»;
  • «Робототехника»
  • «Конструирование с конструкторами нового поколения» («SCHATTI» «Cuboro»);
  • Детская лаборатория «STEАM-лаборатория»

Некоторые модули реализуются в рамках проекта т.е идет апробирование технологии, а телестудия «Сибирячок - ТВ» и «Робототехника» являются частью Основной образовательной программы.

В рамках Детской лаборатории «STEАM-лаборатория дошкольники в средней группе знакомятся с объектами живого и неживого мира и их причинно-следственными связями через экспериментальную деятельность;

Объекты неживой природы для исследования:

  • вода, свойства воды;
  • воздух и его свойства;
  • твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса;
  • свет: отражение света, источники света;
  • цвет: радуга, смешение цветов;
  • звук;
  • магнетизм: магнит и его свойства;
  • увеличительное стекло.

 в старшем возрасте начинается знакомство с геймифицированными технологиями через освоение модулей «Основы математики и теории вероятности», «Основы программирования»; в подготовительной к школе группе «Основы картографии и астрономии», «Криптография или шифрование».

Главный девиз STEAM- образования: «Минимум теории, максимум практики». Именно этот девиз ярко отражается в содержании «STEАM-лаборатории», которое нацелено на получение знаний детьми не с помощью механического заучивания или ознакомления с каким-то отдельным предметом, а эмпирическим путем, решая одновременно несколько задач в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности.

Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому экспериментирование вызывает у них любопытство и интерес к практической деятельности.

 Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

   Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

   Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир науки, давайте скажем, что такое эксперимент.

Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Экспериментирование -  практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Основная (практическая) часть

  1. Задача для студентов «Структура игр – экспериментирования»

Как и любая образовательная деятельность игры-экспериментирования имеют свою структуру или последовательность. Познакомьтесь с компонентами игр-экспериментов и распределите их в нужной последовательности (составляющие даны в хаотичном порядке)

Структура проведения игры – экспериментировании:

- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- проверка гипотез;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов;

- вопросы детей.

Для положительной мотивации дошкольников используются различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- познавательный мотив (почему так?);

- ситуация выбора.

Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к путешествию.

Для путешествия предлагаю разделиться на группы.

Деление на группы «Выбор лаборатории»

У нас получилось три группы и карточки обозначают чем ваша группа будет заниматься. (Рисунки на карточках: робот, глаз, геймифицированная мышь,

«Геймифицированные технологии»).

Работа в группах

1 группа «Изготовление балансирующего робота» (центр тяжести)

(по словесной инструкции педагога)

макет робота (трафарет), монеты, пластилин, фломастеры/цветные карандаши

2 группа «Оптические иллюзии»

 Шаблон для волчка, карандаши

 Рефлексия

«Главное – не переставать задавать вопросы» так говорил Альберт Эйнштейн. Во время занятий нужно постоянно обращаться к вопросам, например, «почему», «а как вы думаете», «какое ваше мнение», «почему так получилось» и т.д. Эти вопросы помогут ребятам развить логическое мышление, будет повышать самооценку детей и уверенность в своих силах.

Версия для слабовидящих

О нас

Сведения об образовательной организации.
Основные сведения
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Руководство
Специалисты
Педагогический состав
Группа № 1
Группа № 2
Группа № 3
Группа № 4 (специализированная группа охраны зрения)
Группа № 5 (специализированная группа охраны зрения)
Группа № 6
Группа № 7
Группа № 8
Группа № 9
Группа № 10
Группа № 11
Группа № 12
Группа № 13
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Вакансии сотрудников
Доступная среда
Международное сотрудничество
Структура и органы управления МАДОУ "Сибирячок"
Структура МАДОУ
Структурные подразделения "Сибирячок"
Закупки
Реализация стратегических направлений краевой образовательной политики в МАДОУ
© 2024 МАДОУ Сибирячок. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика

Поиск