Всероссийская база образовательного потенциала субъектов Российской Федерации — 2021 год

Развитие навыков технического конструирования дошкольников

посредством дидактического набора «Дары Фребеля»

                                                                                                                                   Кудлай О.В

                                                                                                          воспитатель МАДОУ №15

Приоритетным направлением системы образования РФ и Красноярского края является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в образовательный процесс позволяет развивать у дошкольников инженерно-конструкторское мышление и воспитать активных, увлеченных своим делом людей. Поэтому очень важно выявлять и развивать технические наклонности ребенка уже в дошкольном возрасте.

Техническое конструирование в дошкольном возрасте – это подготовительный этап к изучению точных наук (геометрия, физика…) на этапе школьного обучения.

Использование дидактического набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников технического творчества, пространственного мышления и помогает исследовать мир физически, а не виртуально в игровой форме.  Основной идеей Фридриха Фребеля при создании «даров» было знакомство детей с основными геометрическими телами: куб и шар, их плоскостными изображениями и составными частями.

Приоритетным направлением моей деятельности является создание условий для формирования у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Задачи:

  • формировать основы технической грамотности воспитанников;
  • развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
  • обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  • формировать у воспитанников предпосылки готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования;
  • познакомить родителей воспитанников с техническим конструированием и вариативностью использования конструкторов в домашних условиях.

Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет реализовывать поставленные задачи в разных видах детской деятельности при интегративном подходе к построению занятий.

При формировании элементарных математических представлений знакомлю детей с понятиями «часть» и «целое», показываю на практике как построить куб из нескольких более мелких кубов или нескольких кирпичиков, подводя детей к определению «куб». Используя набор Фребеля «Виселица» наглядно демонстрирую детям геометрические тела в пространственном расположении. Показываю, как при вращении куб может быть похож на цилиндр. Знакомлю со свойствами цилиндра. Показываю, что с одной стороны эта фигура обладает свойствами шара, а с другой – свойствами куба.  

Используя набор «Кольца» знакомлю детей с понятиями «круг», «дуга». Показываю, что кольцо состоит из дуг и из дуг можно сконструировать кольцо. Предлагаю детям сравнить кольцо, круг и шар. Чем они похожи и чем отличаются, развивая тем самым умение анализировать и делать выводы. Предлагаю детям построить изображение используя дуги и кольца.

Используя палочки разной длины, знакомлю с понятиями «отрезок», «мерка». Показываю, что один отрезок может состоять из нескольких более мелких отрезков. Сочетая палочки разных цветов, закрепляю у детей умение пользоваться предлогами «на», «перед», «после» и др. Используем палочки для постройки плоскостных изображений предметов. С помощью геометрических фигур разных цветов дети создают различные плоскостные изображения, узоры, орнаменты. Например, для игры «Путешествие» мы собирали в чемодан вещи для поездки: чемодан построили из палочек и наполнили его различными предметами для путешествия. Предметы конструировали из различных геометрических фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур развивает у детей образное и ассоциативное мышление, умение изобразить предмет символически, назвать его словом и рассказать из каких геометрических фигур он его построил и почему. Формирую и закрепляю умение детей ориентироваться в пространстве листа бумаги, развивая пространственные представления малышей.

В основе любой изобразительной деятельности лежит художественное конструирование. Прежде чем приступить к выполнению изобразительной работы (аппликация, рисование, лепка), дети выкладывают желаемое изображение с помощью геометрических фигур разного цвета. Материал Фребеля позволяет вносить изменения в изображение, привносить творчество, т.к. в отличии от бумажных, деревянные детали ложатся на лист основательно и не смещаются при неловких движениях детей.

При выполнении построек предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.

«Дары Фребеля» - яркий, многофункциональный, интересный конструктор. Занятия с ним – это всегда масса положительных эмоций у малышей. Обязательным ритуалом каждого занятия является приветствие с мягкими, рельефными «Колобками» Фребеля.

На занятье колобок малышей встречает

И дорогою добра с детками шагает.

Вместе с колобком качнемся

И друг другу улыбнемся.

Завершаем занятие рефлексивным моментом в ходе которого дети могут выразить свое эмоциональное отношение к деятельности и построить смайлик, используя дары Фребеля.

Включение родителей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность – одно из важнейших условий успешного развития дошкольников. С первых дней применения дидактического набора Фребеля знакомлю родителей со спецификой работы данного оборудования: чем интересен набор, что отличает его от другого дидактического оборудования и как в домашних условиях найти альтернативу дорогостоящему конструктору. С этой целью мной был организован мастер-класс для родителей «С дарами играем – ребенка развиваем», который получил много положительных откликов от родителей моих воспитанников.

Таким образом, целенаправленное, систематическое применение набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников способностей к техническому конструированию, личностных качеств, познавательных и творческих способностей. Мониторинг оценки эффективности применения дидактического набора Фребеля организуется в соответствии с ООП ДО по образовательным областям. 

Игра «Собери бусы»

На столах схемы-карточки с изображением ряда плоскостных геометрических фигур, объемные геометрические фигуры, шнурок. Детям предлагается задание: Соберите объемные геометрические формы из «Даров Фребеля» на шнурок согласно схеме.

 

Игра «Подбери листья»

Перед детьми карточки с силуэтным изображением деревьев. К каждой карточке прикреплена схема-отрицание (например: не круг, не треугольник, не квадрат). Детям предлагается задание: подобрать геометрические фигуры из «Даров Фребеля» в соответствии со схемой и расположить их на силуэтном изображении кроны дерева в виде листьев.

Игра «Дорисуй картину»

Перед детьми лежат карточки с сюжетом из неполных изображений объектов. Детям предлагается дополнить картину недостающими деталями.

Версия для слабовидящих

Главное меню

Главная
Робототехника
Наша история
Оценка условий труда
Безопасность
Наш профсоюз
Дистанционное обучение
Психолог
Логопед
Музыкальный руководитель
Инструктор по физ.воспитанию
Учитель - дефектолог
Методическая копилка
Методические пособия
Наши достижения
Противоэпидемические мероприятия
Мероприятия, посвященные 77-й годовщине победы в ВОВ
Телестудия "Сибирячок ТВ"
Инновационная площадка "Первые шаги юных инженеров"
Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир»
Дары Фребеля
Работа с конструкторами нового поколения
Опрос родителей (законных представителей)
"Мастерская конструирования ФАНКЛАСТИК"
С ЮБИЛЕЕМ, "СИБИРЯЧОК", НАМ 35 ЛЕТ!!!
Социальные меры поддержки семей мобилизованных
Целевая модель наставничества МАДОУ № 15
Федеральная образовательная программа
Противодействие ИТ-мошенникам
Антикоррупционная политика МАДОУ №15

О нас

Сведения об образовательной организации.
Основные сведения
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Руководство
Специалисты
Педагогический состав
Группа № 1
Группа № 2
Группа № 3
Группа № 4 (специализированная группа охраны зрения)
Группа № 5 (специализированная группа охраны зрения)
Группа № 6
Группа № 7
Группа № 8
Группа № 9
Группа № 10
Группа № 11
Группа № 12
Группа № 13
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Вакансии сотрудников
Доступная среда
Международное сотрудничество
Структура и органы управления МАДОУ "Сибирячок"
Структура МАДОУ
Структурные подразделения "Сибирячок"
Закупки
Реализация стратегических направлений краевой образовательной политики в МАДОУ
© 2024 МАДОУ Сибирячок. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика

Поиск