Развитие навыков технического конструирования дошкольников
посредством дидактического набора «Дары Фребеля»
Кудлай О.В
воспитатель МАДОУ №15
Приоритетным направлением системы образования РФ и Красноярского края является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в образовательный процесс позволяет развивать у дошкольников инженерно-конструкторское мышление и воспитать активных, увлеченных своим делом людей. Поэтому очень важно выявлять и развивать технические наклонности ребенка уже в дошкольном возрасте.
Техническое конструирование в дошкольном возрасте – это подготовительный этап к изучению точных наук (геометрия, физика…) на этапе школьного обучения.
Использование дидактического набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников технического творчества, пространственного мышления и помогает исследовать мир физически, а не виртуально в игровой форме. Основной идеей Фридриха Фребеля при создании «даров» было знакомство детей с основными геометрическими телами: куб и шар, их плоскостными изображениями и составными частями.
Приоритетным направлением моей деятельности является создание условий для формирования у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Задачи:
- формировать основы технической грамотности воспитанников;
- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
- формировать у воспитанников предпосылки готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования;
- познакомить родителей воспитанников с техническим конструированием и вариативностью использования конструкторов в домашних условиях.
Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет реализовывать поставленные задачи в разных видах детской деятельности при интегративном подходе к построению занятий.
При формировании элементарных математических представлений знакомлю детей с понятиями «часть» и «целое», показываю на практике как построить куб из нескольких более мелких кубов или нескольких кирпичиков, подводя детей к определению «куб». Используя набор Фребеля «Виселица» наглядно демонстрирую детям геометрические тела в пространственном расположении. Показываю, как при вращении куб может быть похож на цилиндр. Знакомлю со свойствами цилиндра. Показываю, что с одной стороны эта фигура обладает свойствами шара, а с другой – свойствами куба.
Используя набор «Кольца» знакомлю детей с понятиями «круг», «дуга». Показываю, что кольцо состоит из дуг и из дуг можно сконструировать кольцо. Предлагаю детям сравнить кольцо, круг и шар. Чем они похожи и чем отличаются, развивая тем самым умение анализировать и делать выводы. Предлагаю детям построить изображение используя дуги и кольца.
Используя палочки разной длины, знакомлю с понятиями «отрезок», «мерка». Показываю, что один отрезок может состоять из нескольких более мелких отрезков. Сочетая палочки разных цветов, закрепляю у детей умение пользоваться предлогами «на», «перед», «после» и др. Используем палочки для постройки плоскостных изображений предметов. С помощью геометрических фигур разных цветов дети создают различные плоскостные изображения, узоры, орнаменты. Например, для игры «Путешествие» мы собирали в чемодан вещи для поездки: чемодан построили из палочек и наполнили его различными предметами для путешествия. Предметы конструировали из различных геометрических фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур развивает у детей образное и ассоциативное мышление, умение изобразить предмет символически, назвать его словом и рассказать из каких геометрических фигур он его построил и почему. Формирую и закрепляю умение детей ориентироваться в пространстве листа бумаги, развивая пространственные представления малышей.
В основе любой изобразительной деятельности лежит художественное конструирование. Прежде чем приступить к выполнению изобразительной работы (аппликация, рисование, лепка), дети выкладывают желаемое изображение с помощью геометрических фигур разного цвета. Материал Фребеля позволяет вносить изменения в изображение, привносить творчество, т.к. в отличии от бумажных, деревянные детали ложатся на лист основательно и не смещаются при неловких движениях детей.
При выполнении построек предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.
«Дары Фребеля» - яркий, многофункциональный, интересный конструктор. Занятия с ним – это всегда масса положительных эмоций у малышей. Обязательным ритуалом каждого занятия является приветствие с мягкими, рельефными «Колобками» Фребеля.
На занятье колобок малышей встречает
И дорогою добра с детками шагает.
Вместе с колобком качнемся
И друг другу улыбнемся.
Завершаем занятие рефлексивным моментом в ходе которого дети могут выразить свое эмоциональное отношение к деятельности и построить смайлик, используя дары Фребеля.
Включение родителей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность – одно из важнейших условий успешного развития дошкольников. С первых дней применения дидактического набора Фребеля знакомлю родителей со спецификой работы данного оборудования: чем интересен набор, что отличает его от другого дидактического оборудования и как в домашних условиях найти альтернативу дорогостоящему конструктору. С этой целью мной был организован мастер-класс для родителей «С дарами играем – ребенка развиваем», который получил много положительных откликов от родителей моих воспитанников.
Таким образом, целенаправленное, систематическое применение набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников способностей к техническому конструированию, личностных качеств, познавательных и творческих способностей. Мониторинг оценки эффективности применения дидактического набора Фребеля организуется в соответствии с ООП ДО по образовательным областям.
Игра «Собери бусы»
На столах схемы-карточки с изображением ряда плоскостных геометрических фигур, объемные геометрические фигуры, шнурок. Детям предлагается задание: Соберите объемные геометрические формы из «Даров Фребеля» на шнурок согласно схеме.
Игра «Подбери листья»
Перед детьми карточки с силуэтным изображением деревьев. К каждой карточке прикреплена схема-отрицание (например: не круг, не треугольник, не квадрат). Детям предлагается задание: подобрать геометрические фигуры из «Даров Фребеля» в соответствии со схемой и расположить их на силуэтном изображении кроны дерева в виде листьев.
Игра «Дорисуй картину»
Перед детьми лежат карточки с сюжетом из неполных изображений объектов. Детям предлагается дополнить картину недостающими деталями.