Всероссийская база образовательного потенциала субъектов Российской Федерации — 2021 год

С.А. Левочкина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»

А.Н. Кирюшина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»,

г. Канска

 Создание условий для развития инженерно-технического мышления

дошкольников старшего возраста

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему,

если сохраните тоже мышление и тот же подход,

который привел вас к этой проблеме.

Альберт Эйнштейн

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития инженерного мышления. При этом, наряду со специфическими для определенной профессии навыками и компетентностями, в числе которых умение работать на современном высокотехнологичном оборудовании, акценты смещаются на формирование и  развитие SOFT-SKILLS компетенций дошкольников: общая базовая функциональная грамотность, самостоятельность, целеустремленность, умение применять на практике полученные знания, возможность организовать себя, социальная активность.

Поэтому стремление педагогического коллектива МАДОУ №15 «Сибирячок» г. Канска создать положительный имидж детского сада, быть  конкурентоспособными  в системе дошкольного образования города и Красноярского края, позволяет реализовывать инновационный проект «Первые шаги юных инженеров» целью которого является создание образовательного пространства для развития инженерно–технического мышления детей на этапе дошкольного образования. 

 

Задачи:

 

  • Определить инициативную группу из числа педагогов МАДОУ № 15, обладающий компетенциями необходимыми для развития у дошкольников инженерно-технического мышления и политехнических умений в конструктивной деятельности.
  • Разработать и внедрить проект «Первые шаги юных инженеров» в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.
  • Осуществить выявление, поддержку и сопровождение дошкольников в области технического конструирования.
  • Обеспечить материально-технические и финансовые условия реализации проекта.
  • Привлечь социальных партнеров и родительскую общественность для реализации проекта через создание сетевой кооперации.
  • Проанализировать эффективность реализации проекта для распространения и тиражирования положительного опыта.

Проект «Первые шаги юных инженеров» состоит из четырех образовательных модулей, каждый из которых реализуется автономно, но содержание подчинено единой цели:

  • образовательный модуль «Дары Фребеля»;
  • образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло»
  • образовательный модуль «CUBORO»;
  • образовательный модуль «Робототехника».

Проект реализуется в соответствии с «Дорожной картой», которая представляет собой систему мероприятий по следующим направлениям:

  • организационно-управленческое обеспечение;
  • мероприятия содержательного характера;
  • обсуждение проекта с участниками образовательных отношений;
  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • мониторинг;
  • финансовое обеспечение;
  • материальное техническое обеспечение.

Проект «Первые шаги юных инженеров» реализуется в МАДОУ с 2018 -2019 учебного года с реализации образовательного модуля «Архитектурная школа папы Карло», который является обязательным разделом ООП ДО и модуля «Робототехника», который реализуется в рамках программы дополнительного образования. Коллектив дошкольного учреждения находится в режиме развития и поиска эффективных педагогических технологий, поэтому с 2019 года проект «Первые шаги юных инженеров» был скорректирован добавлением образовательного модуля «Дары Фребеля». В 2020 году в проект внесен образовательный модуль «Cuboro», а в содержание модуля «Архитектурная школа папы Карло» включены занятия с конструкторами «SHATTI» и «Архитектурный силуэт Монтессори». В соответствии с этими изменениями администрацией МАДОУ разрабатывались локальные акты, приказы, положения, вносились изменения в ООП ДО.

 

 Кадровые условия.

 

Для реализации проекта важны мотивированные, квалифицированные кадры. Методической службой дошкольного учреждения ведется мониторинг профессиональных интересов педагогического состава с целью сопровождения реализации проекта заинтересованными педагогами. Путем анкетирования, нами была определена инициативная группа педагогов готовых включиться в реализацию проекта. Параллельно с разработкой и корректировкой проекта мы планировали и обучение педагогов в соответствии с ключевыми задачами образовательных модулей проекта. В 2019 году организовали обучение педагогов, реализаторов проекта, на курсах повышения квалификации по темам:

  • «Формирование детской инициативности и самостоятельности в условиях реализации ФГОС ДО», 16 часов;
  • «Возможности использования интерактивного оборудования в работе с дошкольниками», 24 часа;
  • «Специфика использования робототехники с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 36 часов.

Для реализации образовательных модулей «Архитектурная школа папы Карло» и «Дары Фребеля» в 2020 году обучили педагогов по следующим направлениям:

  • «Основы образовательной работы по программе «Развитие» (ФГОС ДО)», 72 часа;
  • «Реализация STEAM-образования в дошкольных образовательных организациях», 72 часа;
  • «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного педагога», 72 часа;

 

Материально – технические и финансовые условия

 

Дошкольное учреждение в инновационном режиме работает с 2018 года, обеспечивая цифровизацию образовательного процесса. Подготовительные к школе группы оснащены интерактивными досками (2 штуки), имеются ноутбуки.

МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска является автономным дошкольным образовательным учреждением и имеет лицензию на осуществление дополнительно образования. Поэтому, наряду с основными источниками финансирования, такими как, краевые и городские субвенции, имеет дополнительный источник финансирования – оказание  дополнительных платных услуг. Педагогический коллектив МАДОУ № 15 является постоянным участником конкурсов по распределению субсидий и грантов.

Источники финансирования позволяют регулярно пополнять развивающую предметно-пространственную среду учреждения, оснащая ее современным цифровым и технологическим оборудованием.

 

Материально-техническое оснащение образовательных модулей проекта «Первые шаги юных инженеров»

 

Образовательный модуль «Дары Фребеля

Дидактические набор «Дары Фребеля» (14 «даров»)

Индивидуальные фетровые планшеты для конструирования разных цветов

Планшет для коллективного конструирования в широкой полосе

Иллюстрационно-демонстрационный  материал (тематические, предметные и  сюжетные картины)

Фонотека  музыкальных произведений

Подборка  художественных произведений

3 набора

20 шт

5 шт

18 комплектов

В соответствии с планированием

Образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло»

Конструкторы «Развитие» (дерево)

14 наборов

Трафареты

14 штук

Схемы к постройкам

для всех построек в соответствии с содержанием модуля

Конструктор «SCHATTI», «SCHATTI 2»,   с комплектом силуэтных изображений для конструирования

4 набора

Конструктор «Архитектурный силуэт Монтессори» с комплектом силуэтных изображений для конструирования

3 набора

Мелкие игрушки для обыгрывания (человечки, машинки и т.д)

 

Образовательный модуль «CUBORO»

Конструкторы «Cuboro basis»

6 наборов

Схемы конструкций

В соответствии с планированием

Программное обеспечение для компьютерного моделирования построек CUBORO WEBKIT

1

Ноутбук

6 штук

Образовательный модуль «Робототехника»

Конструкторы «Lego WeDo 2.0»

6 наборов

Ресурсные наборы «Lego WeDo 2.0

1набор

Запасные части «Lego WeDo 2.0»

2 набора

Конструктор Lego-classic (для создания игрового сюжета)

2 набора

Алгоритмы сборки моделей

По количеству моделей

Ноутбук

6 штук

Программное обеспечение «Lego WeDo 2.0» для программирования модлей

На каждом ноутбуке

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта

 

Средства контроля проекта являются частью общей системы управления проектом, для обеспечения обратной связи и возможности изменения ранее заданных показателей.

Для обеспечения эффективности и соблюдения сроков реализации проекта «Первые шаги юных инженеров» ежеквартально организуется мониторинг исполнения календарного плана проекта, контроль расписания, контроль затрат, контроль качества исполнения мероприятий проекта 

В ходе реализации проекта организуется сбор и документирование фактических данных по таким показателям, как время, стоимость, качество и содержание работ по проекту. Для оценки текущего состояния работ и сравнения достигнутых результатов с запланированными, определение причины и путей воздействия на отклонения от выполнения плана мероприятий проводится анализ с составлением аналитической справки. На основании анализа осуществляется корректировка, направленная на планирование и осуществление действий по выполнению работ в соответствии с планом.

Информация о ходе реализации проекта и его мероприятиях регулярно освещается на сайте МАДОУ № 15. 

В ходе организации мероприятий «Дорожной карты» проекта могут возникнуть причины (риски), препятствующие успешной  реализации проекта.

Средства контроля позволят преодолеть риски за счет собственных и привлеченных ресурсов.

 

Риски

Пути преодоления

Сопротивление педагогического коллектива реализуемым изменениям

- вовлечение педагогов в разработку концептуальных документов; делегирование ответственности педагогам;

- стимулирование, моральное и материальное активных участников реализации проекта

Сопротивление родительской общественности реализуемым изменениям

информационная открытость проекта; привлечение родителей к планированию и реализации отдельных мероприятий

Отсутствие социальных партнеров заинтересованных идеей проекта

- тиражирование и распространение опыта по реализации проекта;

- организация совместных мероприятий, в том числе детских, детско-родительских

Недостаточный уровень педагогической компетентности в области технического образования

- обучения по индивидуальным запросам по теме проекта (курсы повышения квалификации, семинары и т.д);

- привлечение педагогов из учреждений дополнительного образования города для передачи опыта реализации модулей проекта, организация семинаров, мастер – классов

Несоответствие содержания плана обучения конструированию и робототехнике потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям

- корректировка методического обеспечения проекта

Отсутствие финансового обеспечения для укрепления материально – технической базы проекта

- участие педагогического коллектива в грантовых конкурсах и конкурсах по распределению субсидий;

- привлечение средств за счет расширения аудитории дошкольников – получателей услуг программ дополнительного образования (оказание дополнительных платных услуг не только воспитанникам МАДОУ № 15, но и воспитанникам других дошкольных образовательных учреждений города )

Несмотря на то, что проект еще полностью не завершен, уже сейчас можно говорить о его промежуточных результатах и эффективном педагогическом опыте, сложившемся в рамках проекта, который педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения представляют на различных муниципальных и региональных методических площадках.

  • Презентация проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин» в конкурсном отборе проектов молодых педагогов Красноярского края на Краевом августовском педагогическом совете в 2019 году.
  • Победа проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин»» в муниципальном конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «Молодой учитель – новой школе» в 2019 году.
  • Публикация опыта работы «Реализация направления «STEAM-образование» в условиях автономного дошкольного учреждения» в Региональном атласе образовательных практик  в 2020 году.
  • Презентация управленческой практики «Использование STEAM-образования в условиях автономного дошкольного учреждения» на Городском форуме управленческих практик «Управление качеством образования в условиях реализации национальных проектов в сфере образования» в 2020 году.
  • Мастер – класс «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников» в рамках муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» в 2020 году (Лауреат конкурса).
  • Образовательная деятельность «Подарок осени» (с дидактическим материалом «Дары Фребеля») в рамках муниципального этапа конкурса «Мой лучший урок» в 2020 году (Призер конкурса).

Литература

 

  1. Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. Учебное пособие. Линка-Пресс, 2001
  2. Булычева, А.И, И.А. Бурлакова Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Издательство Гном и Д», 2000.
  3. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 11. -С. 32-38
  4. Габова М.А Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет АРКТИ, 2008.
  5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
  6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.
Версия для слабовидящих

О нас

Сведения об образовательной организации.
Основные сведения
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Руководство
Специалисты
Педагогический состав
Группа № 1
Группа № 2
Группа № 3
Группа № 4 (специализированная группа охраны зрения)
Группа № 5 (специализированная группа охраны зрения)
Группа № 6
Группа № 7
Группа № 8
Группа № 9
Группа № 10
Группа № 11
Группа № 12
Группа № 13
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Вакансии сотрудников
Доступная среда
Международное сотрудничество
Структура и органы управления МАДОУ "Сибирячок"
Структура МАДОУ
Структурные подразделения "Сибирячок"
Закупки
Реализация стратегических направлений краевой образовательной политики в МАДОУ
© 2024 МАДОУ Сибирячок. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика

Поиск