Педагог - психолог
1.Железнова Елена Радиславовна
2.Лебедева Юлия Сергеевна
Как справиться с кризисом семи лет
Кризис семилетнего возраста протекает у детей с 6 до 8 лет и зависит от индивидуальных особенностей развитя ребёнка.
Признаками этого сложного периода являются нелепое поведение, проявления вредности, наигранность при общении, снижение усидчивости, передразнивание взрослых, привлечение к себе внимания клоунадой.
Эти основные признаки сопровождается такими особенностями поведения, как повышенная утомляемость, раздражительность и вспыльчивость, агрессивность или замкнутость, плохая успеваемость и рассеянность, поиск авторитета, своего места внутри коллектива, снижение самооценки, сравнение своей жизни с другими.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам в этот сложный период:
- Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их просто нужно пережить.
- Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье.
- Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
- Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
- Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
- Учите ребенка управлять эмоциями.
- Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Педагог-психолог Лебедева Ю.С.
Если наказания не удаётся избежать,
следует придерживаться ряда рекомендаций:
1. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте.
Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
2. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому.
3. За один раз — одно наказание.
Наказание может быть только одно, за все сразу.
4. Наказание — не за счет любви.
Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
6. Можно отменить наказание.
Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
8. Наказан — прощен.
Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах".
9. Без унижения.
Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Не наказываем ребёнка:
1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
3. Сразу после душевной или физической травмы.
4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания.
5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
Педагог-психолог Лебедева Ю.С.
Для чего читать детям книгу?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух.
Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.
Как совместное чтение книг детям влияет на их развитие.
- Удовлетворяются потребности в безопасности
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности.
- Крепнет чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
- Формируются ценности
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.
- Обучается новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты). Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.
Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи).
Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении по ролям. Всё это поможет хорошо развить память, речь и воображение.
Педагог-психолог Лебедева Ю.С.
Как приучить ребенка убирать игрушки
Прежде всего запомните, никакие методы и приемы не помогут приучить малыша к порядку, если не соблюдаются 4 основных правила:
- Начните с себя. Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки, оставляют продукты на столе, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.
- Будьте настойчивы. Как бы малыш не отказывался, а убрать за собой придется. Никаких мультфильмов, сладостей и прогулок не будет, пока игрушки не окажутся на местах. Дайте это понять ребенку.
- Воспитывайте регулярно. Если взялись приучать к порядку, делайте это ежедневно. Воспитывать раз или два в неделю не получится. Результата не будет!
- Не заставляйте, не ругайте и не кричите. Насильственные методы отбивают стремление помогать, а вам ведь нужно его привить.
Советы:
-
Приучайте малыша к порядку с раннего детства.
-
Чтобы ребенку было легче наводить порядок, регулируйте количество игрушек. Спрячьте часть их в дальний ящик и периодически меняйте местами. Вовремя избавляйтесь от ломаных, ненужных и неинтересных.
-
Не забывайте хвалить.
-
Выбирайте время на уборку до того, как малыш устанет, захочет спать и начнет капризничать.
-
Будьте терпеливы. Да, тяжело, да, трудно, но лишь терпением и настойчивостью вы добьетесь положительного результата.
-
Приучайте постепенно. Маленькой крохе тяжело собрать все игрушки, поэтому мама помогает. Чем взрослее чадо, тем меньше помощь взрослого.
-
Не приучайте к призам. Пусть наградой будет сказка, мультфильм, прогулка. А в конечном счете, основным поощрением станет похвала.
-
Превратите уборку в игру! Позитивный настрой, и с малышом будет легче договориться.
Примеры игр:
1. Игра для двоих: малыш — паровоз, мама — диктор. Взрослый оповещает:
— Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.
Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д. После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом — покушать или в гараж — постель.
2. Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные они уходят в сказочную страну. Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них, в том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла. Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.
3. На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.
Педагог-психолог Лебедева Ю.С
Не хочу! Не буду!
Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?
Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь! Ваш ребёнок развивается нормально.
Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около 3х лет (2,5-3,5 года).
Рекомендации по преодолению кризиса 3х лет жизни:
- Позвольте ребёнку наблюдать, исследовать, проявлять творчество;
- Дайте возможность быть самостоятельным, поощряйте это;
- Признавайте право ребёнка на ошибку;
- Обеспечьте личное пространство ребёнка;
- Выработайте чёткую систему запретов;
- Идите на компромиссы;
- Во время капризов переключайте его внимание;
- Обращайтесь с ребёнком как с равным;
- Озвучивайте, объясняйте ребёнку его чувства, переживания;
- Организуйте распорядок дня;
- Обеспечьте общение со сверстниками;
- ИГРАЙТЕ вместе с ребёнком.
Педагог-психолог Лебедева Ю.С.
Сказка, которую можно использовать в случаях, когда ребенок ведет себя агрессивно или не находит общий язык со сверстниками.
«Маленький медвежонок»
О.В. Хухлаева, О.Е.Хухлаева
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что, если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать», – так думал Медвежонок. Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
– Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом, – сказала Белочка.
– Но посмотрите, – закричал Зайчик, – он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, всё сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».
– Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться, – закричали зверята. – мы будем защищать себя!
– Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться, – сказали зверята. – Мы думали, ты наш друг, а ты…– закричали они. – Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?» – думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы. «Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них ребята подумали, что я буду с ними драться!» – решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята решили вместе играть в разные игры, петь песни и танцевать. А медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!» И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично…
После чтения предложите ребенку ответить на вопросы:
Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?
Почему зверята в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить?
Из-за чего они так подумали?
Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?
Что ты посоветуешь Медвежонку?
«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»
Направленность: Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания.
Ключевая фраза: «А вот я какой!»
Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке жили всякие разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками.
Был этот ежик Вася непохожий на других. Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на других. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали. Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: «Куда ты ее подевал?». Хоть и кричит, а все-таки на него. Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет. Затем к детям идет. Там замок из песка строится. Зайдет ежик с одной стороны, с другой — никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он — и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кулаки сжимают — бить его хотят.
И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание-то конечно обращают — это приятно. Но ругают много — от этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать.
И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит: «Слушай ежик! Я буду тебя превращать!» Испугался ежик, запищал: «Нет, не надо меня, нет… нет…».
«Не бойся», — улыбнулся волшебник — «Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправлю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом — не был никогда. Когда вернешься,— скажешь мне, где тебе больше понравилось».
Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг и… Оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя странно ведет. Помогает он всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают — так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему — как будто все время по головке гладят.
Тут вдруг все начало меняться, треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот… другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако, за то, что например, нахулиганил он или побил кого-то или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы всей толпой как окружили его. Каждый о своем кричит, ничего ежику непонятно, однако знает он, что каждому из них что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик: «Не хочуууу здееееесь».
Проснулся ежик, соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму, так, чтоб мама потом искала и ругалась на него, как подумал ежик: «А что, если я наоборот делаю. Как в первом мире во сне?»
Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться и… только руками всплеснула: «Ах, ты мой хороший. Какой ты молодец». Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться.
Отправился он на поляну. А там воспитательница-белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задает белка вопрос: «Сколько будет два плюс три». А зверята все в это время ворон считали, так, что ежик первым успел. «Пять!» — радостно выкрикнул он. «Вот, смотрите»,— важно проговорила белка, — «Учитесь все, как внимательно надо слушать». Еще больше приятнее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче.
А там уже вовсю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча мишки и прошептал: «Можно с вами поиграть». Глянул на него мишка и пробурчал недовольно: «Ну ладно уж, садись». Сел ежик и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свою работу бросили и только смотрели на него. «Ух, ты, а мы и не знали, что ты так можешь!»— раздавалось по сторонам. «Я и сам не знал», — смущенно отвечал ежик.
Когда наступил вечер, уставший но довольный ежик пришел домой. А дома… Дома его ждал пирог. «Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим» — ласково сказала мама.— «Я думаю, это надо отпраздновать». Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога, он еще раз подумал: «Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее».
Вопросы для обсуждения
Чего хотелось ежику? Зачем?
Тебе хотелось бы того же?
Как ежик пытался привлечь внимание?
Как ты думаешь, в чем была его ошибка?
Каким стал ежик?
Что изменилось в его жизни?
МОНСТРЫ - НЕ ШУТКА и НЕ ИГРА!
Знакомые образы? И ваш ребенок просит купить такую зубастую «милоту»?!
С темой страхов Сиреноголовых пачками в терапию идут детки уже который год. Сейчас новая беда добавилась – "милейшие пушистики", игрушки монстры Хаги-Ваги, Киси-Миси, которые по ночам превращаются в трехметровых зубастых монстров. Они как то совсем неожиданно перекачивали в жизнь - прыгают на детских праздниках, бродят по улицам, пытаясь обнять, сфотографироваться с ребенком и даже становятся темой мастер-классов. И это уже почти "нормально"...
Попробуйте посмотреть на них глазами ребёнка, прожить его чувства, где мир реальный и фантазийный ещё не разделены, где все "взаправду"... Как жить?! Как доверять этому миру, если даже твоя милая пушистая игрушка, может в одночасье стать ужасным чудовищем?
Вся беда, что детский контент мало кого интересует, кроме главного потребителя – ребёнка. Потом, раскрутив очередной бред, подключается индустрия детских товаров – игрушек, одежды и пр. Никакой цензуры, оценки влияния на психику, как говориться: "Ничего личного, просто бизнес".
Многие родители и педагоги оправдывают эту тенденцию, якобы это полезно для детей или игнорируют проблему. Психологи же советуют бежать подальше от таких "носителей пользы".
Уважаемые родители, знаете ли вы, в какие игры играют ваши дети? Загляните в телефоны и планшеты повнимательнее, поговорите с ребенком в чем там суть и цель.
Много нового для себя откроете!
Так, например одна мама, поговорив с шестилетним сыном, узнала много нового о его игре с Хаги-Ваги, так много, что это её шокировало: "О, Боже, у меня волосы дыбом! Ребёнок меня просветил! в этой игре есть герой: длинноногая мамочка. Вы в курсе? Это мама, с длинными руками и ногами. Она говорит милым голосом и вся милая и добрая, она тянется к ребёнку своими руками, потом дотрагивается до него, накидывается и душит».
Кстати, вы заметили, что дети говорят о своём игровом персонаже в первом лице? Полна идентификация с образом, и для дошкольника и для младшего школьника это практически полное слияние с его поведением, мыслями, чувствами.
Как потом самостоятельно отстраниться от жуткого образа, даже взрослым не всегда легко менять ролевые маски, принятые в общении.
Монстра ребенок может случайно зацепить взглядом в садике, в магазине, сам найти от скуки в домашнем компьютере, где и возрастного цена нет вовсе, а потом - невозможность избавится от кошмарный образов, остаться одному в комнате, уснуть, ночные кошмары, невротические реакции, страх темноты и много всего другого, ещё более жёсткого, ломающего детскую психику и душу.
Хорошо, когда родители сразу выявили причины детского страха и пришли в терапию, но если подождать "само пойдёт, перерастает, переживёт ", всё становится гораздо печальнее и тогда уже только психолога будет недостаточно, "Здравствуйте, психиатрия и таблетки надолго, а то и стационар"...
Запрещать игры с такими сюжетами детям постарше практически не реально, для подростков запрет это вообще провокация. "Что делать? Как оградить?"
Разговаривать! ... Одна мудрая мама поделилась своим разговором с ребенком дошкольником. Всем родителям советуем внимательно вчитаться и провести подобную профилактику со своими детьми!
"Сынок, есть люди с огромной травмой внутри, с дырой. Они живут, но эта травма болит. И они придумывают такие сюжеты, игры, игрушки, компенсируя свою боль. Чем страшны такие игрушки? Ты смотришь на милого пушистого зверька он улыбается, и который оказывается, имеет полный рот острых зубов и он убивает. Здесь всё перепутано и хорошее, и плохое. В сказках тоже есть злодеи, но там четко ясно, где добро, а где зло. А в этих историях с Хаги-Ваги все смешано в кучу. Чему ты учишься от этой игрушки? Тому, что в мире везде опасность, даже от мамы?
Эти игры как вирус. Один придумал и все заразились? Да, именно так.
Они заражают, травмируют и не дают ничего полезного.
Ты лепишь из пластилина Хаги-Ваги? Зачем? Он шерстяной? Хочешь научится лепить пушистика – давай слепим котят, чебурашку, щенка. Всегда есть добрая альтернатива. Не надо делать привычные вещи с монстрами, делая их частью обычной жизни.
Монстры – это не нормально! Не позволяй им проникнуть в твою жизнь.
Скажи себе: это не для меня! Я хочу сберечь свое здоровье. Я берегу себя и поэтому, я не ем мусор, грязные фрукты или испорченные продукты и я не смотрю эти видео про монстров и не играю в игры, где приходится примерять на себя маску злодея и предателя. Я играю в игры с помощью добрых героев."
Образно, логично и метафора понятная детям. Отличная история для каждого родителя "для поговорить".
Берегите детей! Не оставляйте их один на один с этой отрыжкой чьей-то больной психики. Не хочется думать всё-таки, что сейчас идёт многовековая война за души... А если и так, то кто кроме Вас, родителей, сохранит их светлые чистые Души от того зла, в пучину которого тянут со всех сторон ...
Уважаемые мамы и папы, предлагаю Вам в целях самоконтроля выполнить следующий тест (И.Агапова, М.Давыдова):
«Благополучны ли ваши отношения с детьми?»
Почти все материальные блага рано или поздно приобретаются… Но никогда не удастся купить душевную близость детей с родителями. Моральная гармония в вашей семье дороже всяких материальных благ. Этот тест поможет выяснить, насколько благополучны Ваши отношения с детьми дошкольного возраста.
Ответьте на 20 вопросов. Отвечайте без лукавства, ведь никто, кроме Вас, не увидит результат. Поставьте за каждый ответ «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» - 1.
- Ваш ребенок доверяет вам свои секреты?
- Советуется ли он с вами по своим важным детским вопросам?
- Вашему ребенку нравится быть с вами рядом?
- Считаете ли вы, что отношения с ребенком благополучны?
- К вашему ребенку часто приходят приятели?
- Вы хорошо знакомы со всеми друзьями ребенка, которые бывают у вас дома?
- Когда вы читаете, ребенок интересуется тем, что вы читаете?
- Бывает ли так, что ваш малыш приводит в дом посторонних детей?
- Ваш ребенок одинаково любит всех членов своей семьи?
- Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные сказки?
- Считаете ли вы, что в вашей семье существует полное взаимопонимание с детьми на протяжении нескольких поколений?
- Вы бываете огорчены, когда, уехав в командировку (или по другим делам), не видите вашего ребенка несколько дней?
- Ваш ребенок иногда смотрит с вами передачи для взрослых, в которых ничего не понимает?
- Охотно ли вы отправляете ребенка на выходные к бабушке и дедушке?
- Охотно ли ваш малыш ходит с вами по магазинам за необходимыми продуктами?
- Ваш малыш дарит вам цветы, собранные лично?
- Капризничает ли ребенок, когда вы заставляете его принимать горькое лекарство?
- Старается ли подражать кому-либо из членов вашей семьи?
- Ваш ребенок забирается по утрам к вам в постель?
- Дарит вам подарки, сделанные собственноручно?
Результаты теста.
От 26 до 40 баллов.
Между вами и ребенком взаимопонимание, царит полная гармония. Отношения ваши с ребенком благополучны. Вы – друзья. Не исключено, что для некоторых людей (соседей, дальних родственников, некоторых коллег) подобные отношения – предмет открытой зависти. Как это ни грустно, готовьтесь к тому, что вас будут пытаться «учить», убеждать, что вы «неправильно воспитываете своего ребенка». Недоброжелатели могут пытаться воздействовать и на ребенка. Не воспринимайте их поучения, научите ребенка не обижаться на упреки посторонних, а корректно отвечать, например: «У меня есть своя мама. Она мне и сделает замечание, а не вы».
От 14 до 25 баллов.
Ваши отношения с ребенком в целом благополучные. Однако для достижения более тесного духовного контакта вам следует сделать их более многогранными. Воплотите в жизнь некоторые смелые мечты ребенка. Проводите больше время с ним вместе (играйте, беседуйте, ходите в магазин, кино, театр). Интересуйтесь его друзьями. Приглашайте их в гости. Придумайте свои смешные названия вещам, свои ритуалы при встрече и расставании.
От 1 до 13 баллов.
Вам следует подумать, как улучшить отношения с ребенком. Благополучие в отношениях зависят только от вас. Ребенок ничего не сможет изменить сам, если взрослый близкий человек уделяет ему слишком мало времени. Пусть хотя бы один выходной в неделю будет полностью посвящен ребенку. Неважно, что вы будете делать, главное вместе, дружно, держась за руки.
Тест для детей среднего и старшего дошкольного возраста
«Как развито у вашего ребенка воображение?»
Поставьте за каждый ответ «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» - 1.
- Внимательно ли ваш ребенок рассматривает картинки в книгах?
- Рассказывает ли малыш о своих снах?
- Часто ли ваш ребенок скучает, не может придумать, чем заняться?
- Снятся ли ему страшные сны?
- Рассказывая вам о каком-либо происшествии, любит ли малыш немного присочинить?
- Любит ли ребенок примерять одежду родителей, фантазировать с ней?
- Любит ли ваш малыш рисовать?
- Просит он вас рассказать на ночь сказки?
- Легко ли ваш малыш поддается на уговоры?
- Легко ли его испугать?
- Ваш малыш предпочитает мозаику и кубики машинам и куклам?
- Выражает ли он вслух свой восторг, видя на вас нарядную одежду?
- Бывает ли так, что малыш плачет без видимой на то причины?
- Есть ли у ребенка в квартире укромный уголок, где он может спрятаться на некоторое время?
- Может ли он с удовольствием созерцать что-либо красивое, переживая эмоции в себе и не высказывая их вслух.
- Ваш ребенок мстителен?
- Проявляет ли он инициативу в плане проведения семейного досуга: предлагает идти в гости, в кино, на прогулку?
- Боится ли он насекомых?
- Часто ли лепит из пластилина фигурки животных?
- Слушая энергичную музыку, пытается ли танцевать под нее?
От 31 до 40 баллов.
Ваш малыш имеет богатое воображение. Надо продолжать развивать его. Возможно, он сумеет не растерять по дороге к взрослой жизни свои детские фантазии. Тогда в будущем его может ожидать карьера талантливого писателя, художника или актера.
От 21 до 30 баллов.
Ваш ребенок имеет достаточно развитое воображение. У него есть свой маленький внутренний мир, крошечный уголок, детской души, который возможно, он когда-то раскроет перед вами. Бережно помогите ему открыться Ребенок часто живет своим воображением. Приносит много радости близким.
От 9 до 20 баллов.
У ребенка воображение на среднем уроне развития. Он реалист. Он не доверяет сказкам, пытается логически осмыслить, где правда, где вымысел. Сумеет ли воображение ребенка развиваться дальше, зависит от вас и педагогов. Если не пускать развитие воображения на самотек, ваш ребенок будет отличным врачом, военным или педагогом.
Менее 8 баллов.
Это низкий уровень развития воображения. Обратитесь к специалистам. Сами, в домашних играх, попробуйте сочинять маленькие сказки, фантазируйте под музыку, наблюдайте за природой, рисуйте, лепите, ставьте спектакли, насыщайте эмоциями его жизнь. Всё эти приемы помогут проявлять элементарную фантазию. Успеха вам.
Тест «ваш ребенок лидер, ведущий или ведомый?»
Ответив на вопросы предложенного теста, вы можете определить положение вашего ребенка в коллективе сверстников.
1.Часто ли ребята в компании играют в игру, предложенную именно вашим ребенком?
Да – 2; нет – 0; иногда – 1.
2. Ребенок нечаянно ушибся на улице. Он:
Рассмеётся через силу, стараясь не подать вида, что ему больно – 2; убежит домой – 1; расплачется для того, чтобы все его жалели, - 0.
3. Всегда ли окружающие взрослые с восторгом смотрят на вашего ребенка?
Да – 1; никогда – 0; не всегда – 2.
4. Малыш с удовольствием помогает вам по дому.
Да – 1; нет – 0; иногда – 2.
5. Часто ваш ребенок смотрится в зеркало?
Да – 2; нет – 0; иногда – 1.
6. Если ваш ребенок явно не прав в споре, тогда он:
Продолжает бурно, истерично, громко спорить, настаивая на своем, - 1; соглашается с верным мнением, осмыслив его – 2; замолкает, замыкается в себе, перестает делиться своим мнением – 0.
7. Видя у другого ребенка интересную игрушку, ваш ребенок: дерзко отнимает её – 2; просит играть на время – 1; просит вас купить такую же – 0.
8. Вы покупаете ему шоколад. Он: съедает его сам – 0; прячет шоколад «на потом» - 1; угощает всех домашних, честно поделив сладость, - 2.
9. Часто ли ваш малыш подговаривает других на неразумные поступки?
Да – 2; никогда – 0; редко – 1.
10. Часто ли ребенок дерется со сверстниками?
Часто – 2; нет – 0; иногда – 1.
11. Ваш ребенок рисует сложную картинку, но она не получается у него. Тогда он:
бросит и нарисует что-нибудь попроще – 1; будет упорно продолжать её рисовать – 2; ничего не будет рисовать – 0.
Подсчитайте результаты и прочтите рекомендации.
От 15 очков и выше. Ваш ребенок – прирожденный лидер. Он заводила в команде сверстников. В жизни ему быть «капитаном». Он многое берет на себя. Но пока он всего лишь ребенок и кое-что ему вряд ли окажется по силам. Ребенка нужно учить сопоставлять собственные силы и возможности, уважать мнение других, корректно относится к тем, кто слабее его в чем-либо. Правильно сформированные нравственные позиции, помогут ребенку в дальнейшем использовать свои лидерские качества на созидательном уровне.
От 8 до 14 очков. Ваш ребенок отличается рассудительностью и предприимчивостью. Он живет в добром согласии с другими. Свои силы он оценивает реалистично. Он ведущий в своих отношениях со сверстниками. Но если окажется крайне необходимым, он может взять на себя роль лидера.
Менее 7 очков. У вашего ребенка слабо развито чувство собственного достоинства. Он ведомый и охотно подчиняется и ведущему и лидеру. Он не уверен в себе, боится высказать свое мнение. То, что происходит в его душе – загадка для окружающих. Ребенка надо научить уважать самого себя! Научите его не боятся сверстников, отстаивать свое мнение. Обратитесь к психологу за консультацией.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА ДЕТСКОМУ САДУ
АНКЕТА ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ МАЛЫШЕЙ
(РАЗРАБОТАНА ПСИХОЛОГАМИ Г. МОСКВА)
Уважаемые родители! Анкета поможет вам оценить готовность малыша к детскому саду и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка. Вы поймете, на что нужно обратить внимание до поступления малыша в дошкольное учреждение.
«БЕЛЬЧОНОК»
ТЕСТ-СКАЗКА ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА
С помощью этой сказки дети могут выразить свои чувства, страхи, объяснить, что их тревожит.
Зачитайте ребенку текст сказки «Бельчонок», при этом он не должен знать, что его тестируют. В конце истории задайте вопрос, который позволит узнать насколько ребенок зависит от мамы и папы, степень его самостоятельности.
Бельчонок.
Жила-была в дупле высокого дерева беличья семья: папа, мама, бельчонок сынок (доченька). Однажды налетел сильный ветер и вытряхнул беличью семью из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за толстый сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась пушистым хвостом за ветку, а маленький бельчонок скатился вниз, на землю…
Задайте ребенку вопрос: ЧТО СТАЛО С БЕЛЬЧОНКОМ?
Нормой считается такие ответы детей:
он тоже забрался на дерево;
забрался на дерево к маме, потому что испугался;
забрался к папе, потому что папа сильный;
мама и папа помогли ему;
он позвал на помощь маму (папу).
СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ, КОГДА РЕБЕНОК ОТВЕЧАЕТ:
бельчонок остался внизу плакать;
бельчонок остался внизу, потому что у него слабые лапки;
бельчонок умер от голода и холода;
о бельчонке все забыли;
бельчонка утащили волки;
бельчонок не смог забраться, потому что дерево высокое.
Если ответы ребенка попали в «стоит задуматься» значит ваш малыш может чувствовать себя одиноким, нарушено взаимодействие между одним из родителей и ребенком (или обоими родителями), либо неуверен в себе. Он может испытывать страх смерти, одиночество. Если вы почувствуете, что ребенку нужна помощь, обратитесь к педагогу-психологу за поддержкой и рекомендациями. Придумайте вместе с ребенком позитивный конец этой истории про бельчонка. Вместе порадуйтесь за героя. В дальнейшем работайте над теми качествами личности, которые «западают», измените стиль общения с ребенком, побеседуйте с близкими членами семьи о проблеме и через некоторое время придумайте подобную сказку с любым другим персонажем.
«СОБИРАЮСЬ В ДЕТСКИЙ САД!»
Привыкнуть к детскому саду не так- то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садовского». Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Все это приводит к изменению поведения ребѐнка, нарушается его поведение, сон, аппетит, эмоциональное состояние.
Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемого ребѐнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.
Как подготовить ребенка к детскому саду?
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОБМАНЫВАЕТ
Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3-4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от дурной привычки.
Что скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и научить ребенка быть честным?
Детская ложь – это способ:
- скрыть свою вину или неудачу;
- избежать наказание;
- выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
- превзойти взрослого;
- подчеркнуть свою значительность;
- добиться похвалы или проявлений любви; оказаться в центре внимания;
- приукрасить действительность, пофантазировать.
Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают воспитателям придуманные причины пропуска ребенком занятий; просят сказать непрошенному визитёру, что их нет дома; рассказывают как их собственная ложь помогла в какой-либо ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют собственные обещания, данные ребёнку!
Многие родители стремятся разоблачить обманщика, начинают игру в «сыщика», устраивают «очные ставки». Этого не следует делать: в результате ребенок становится более изобретателен, а в отношениях между детьми и родителями всё меньше доверия.
Что следует делать родителям:
- определить причину, по которой ребенок прибегает к обману, обсудить случившееся, спокойно предложить другие способы разрешить проблему;
- позаботьтесь, чтобы ребёнок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно;
- если вы нарушили собственное обещание, данное ребенку - извинитесь, объясните причину;
- старайтесь всегда сдерживать обещания и не допускать лжи в отношениях;
- не навязывайте ребёнку слишком много правил и запретов;
- хвалите его, когда он говорит правду, особенно, если сказать её было нелегко!
Запомните: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛИЧНЫЕ ТАЙНЫ, НАСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС ВЗРОСЛЫХ МОЖЕТ ПОДТОЛКНУТЬ РЕБЕНКА КО ЛЖИ.
СКАЗКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РОДИТЕЛЯМ БОРОТЬСЯ
С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ
Вредная привычка – это сигнал родителям, что ребенок нервничает, находится в состоянии тревоги, чего-то боится, переживает, подражает кому-либо или ему просто скучно. Чтобы понять, почему дошкольник так себя ведет, родителям нужно выяснить, какие впечатления он ежедневно получает и придерживаться следующих рекомендаций:
- Восстановить спокойствие в семье (не ссорится в присутствии ребенка, избегать разговоров с ребенком в грубой форме).
- Ограничить просмотр телевизора, игр с родительским телефоном, планшетом (не более 30 минут в день).
- Уделять внимание ребенку (говорить о своей любви, обнимать, целовать, поглаживать по спинке, по голове, играть с ним).
- Не перегружать занятиями.
- Избавится от раздражающих моментов (переключать внимание: отвлечь лаской, игрой, общением; не унижать и не стыдить ребенка).
- Правильно реагировать на вредную привычку (не отвлекать сладостями и подарочками, ребенок решит, что это надо сделать /погрызть ногти, пососать пальчик/ и родители дадут желаемый гостинчик).
- Подавать хороший пример.
- Читать сказки и сочинять истории про вредные привычки.
Эти сказки помогут родителям справиться с вредными привычками...
«МИССИЯ» ВЫПОЛНИМА!!! ИЛИ КАК ПЕРЕЖИТЬ КАРАНТИН (САМОИЗОЛЯЦИЮ) ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.
Карантин или самоизоляция – это серьезное испытание для детей и взрослых. Несмотря на то, что детям не нужно идти в детский сад, провести время в привычном режиме не получится. Нельзя выходить на улицу лишний раз или совсем запрещено гулять, нельзя играть с друзьями, в кино и магазин тоже нельзя. Уровень тревожности повышается не только у взрослых, но и у детей, которым сложно оценить происходящее и понять – что происходит, когда это закончится?
Рекомендации психолога о том, как правильно объяснить детям происходящее и как провести время карантина (самоизоляции) с пользой, без вреда для психического здоровья:
Для разговора с ребенком следует выбрать спокойную интонацию, уверенный тон, не избегать вопросов детей о происходящем.
СИЛА ПОЗИТИВНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК.
Многие из тех установок, которые получают дети от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, жизненную успешность. Несомненно, что позитивные родительские установки будут способствовать благоприятному развитию личного пути ребенка и окажут положительное влияние на эмоционально-личностное развитие вашего чада. Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорически заявлять своему ребенку, о последствиях негативной установки.
Никогда не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали!
Негативные установки Сказав это, |
Позитивные установки исправьтесь: |
«Сильные люди не плачут» |
«Поплачь – легче будет» |
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» |
«Какое счастье, что ты у нас есть!» |
«Не будешь слушаться – заболеешь!» |
«Ты всегда будешь здоровым» |
«Не верь никому - обманут» |
«Выбирай себе друзей сам» |
«Не твоего ума дело…» |
«Твое мнение всем интересно» |
«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…» |
«Сам выбирай свой путь, у тебя все получится!» |
«Бог тебя накажет!» |
«Бог тебя любит!» |
«Ты это делаешь хуже других (плохо)» |
«Каждый может ошибаться, попробуй еще!» |
«Ты плохой» |
«Ты поступил плохо…исправься…я люблю тебя любого» |
«Все хорошее всегда кончается» |
«Все в этой жизни зависит от тебя» |
Этот список Вы можете продолжить сами. Подумайте, какие установки мешают Вам жить и не давайте их своим детям.
Фразы, которые будут ласкать душу Вашего ребенка:
- Ты мой самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Я помогу тебе, мой хороший…
-Расскажи мне, что с тобой…
- Иди ко мне, родной!
- Садись с нами рядом, дорогой наш...
Многое в процессе воспитания детей зависит не столько от опыта и знаний, сколько от умения чувствовать своего ребенка и догадываться как поступить в его интересах…
МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ГРЫЗТЬ НОГТИ.
Естественно, ребенок в любом возрасте не будет задумываться о том, как отучиться грызть ногти. Но заботливые родители обязательно должны предпринять решительные действия в этом направлении. Отучить ребенка грызть ногти на сегодняшний день не составляет труда — существует масса способов и методов. Самые популярные мы опишем ниже. При этом мамы и папы должны понимать, что процесс избавления от вредной привычки может стоять больших усилий, терпения и времени.
- Избавляемся от стрессов.Борьба со стрессовыми ситуациями может быть постоянной, так как любая из ситуаций в жизни ребенка может принести ему негативные эмоции. Научите кроху нескольким экспресс-техникам борьбы со стрессом. Если малыш расстроен, пусть начинает глубоко вдыхать и выдыхать, прислушиваясь при этом к процессу дыхания. Также кроха может сжимать и разжимать кулачки, чтобы снять напряжение.
- Внимательность к гигиене.Родители должны быть примером своим детям во всем. Если вы хотите отучить ребенка грызть ногти, подавайте ему положительный пример ухода за ногтями. Если у вас растет дочка, можете вместе с ней делать маникюр, используя косметику для детей. Малышке будет приятно, что ее ноготки напоминают маникюр мамы или воспитательницы. Ногти мальчика подстригайте коротко, делайте это регулярно, чтобы он не успевал их обгрызать. Если вы и сами любите грызть ногти, попытайтесь также избавиться от этой привычки. Пока вы работаете над собой, не грызите ногти в присутствии малыша.
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЁНКА КУСАТЬСЯ (ЩИПАТЬСЯ)
Проблема физической агрессии, когда дети кусаются, щипаются, тянут за волосы и плюются, довольно распространена. Однако по мере взросления ребенка она будет постепенно сходить на нет. И все же главным ключом к выходу из такой ситуации является исправление поведения ребенка и корректирующие действия родителей.
- Выясните «пусковой механизм» (причину), заставляющий вашего ребенка кусаться или щипаться. Проследите дома и попросите воспитателя пронаблюдать в детском саду, какие конкретно действия вызывают такое поведение ребенка.
- Важно научиться останавливать агрессивное поведение на самой начальной стадии. Если заметны признаки, что малыш вот-вот начнет выходить из себя и кусаться (щипаться), нужно срочно переключать его внимание любыми способами. Фразы: «А какой мультик мы сегодня будем смотреть?», «Пойдем на прогулку», «Давай сделаем то-то» и т.д. обычно отлично работают.
Педагог - психолог
Никитина Светлана Анатольевна
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
(ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ)
Вашему ребенку пошел 7 год (уже исполнилось 7 лет), он становится «выпускником» детского сада. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Многие мамы и папы за год до школы стараются научить детей читать, считать, буквально впихивают в них различную информацию. Некоторые придерживаются противоположной тактики: не нужно ничему специально учить – в школе научат. В школе действительно начинают учить, но в школе учат школьным предметам и по-школьному. А это предполагает определенную психологическую готовность к обучению в школе.
Психологическая готовность подразумевает наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-нибудь интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
В психологии есть такое понятие «познавательные интересы». Они возникают уже в дошкольном детстве: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками. Естественно, сами по себе познавательные интересы возникнуть не могут, но вы, родители, можете научить своего ребенка желанию узнавать!